Инкиля: от Агриколы до Маннергейма

Главная > Маршруты по России > Инкиля: от Агриколы до Маннергейма

Маршрут проходит по Карельскому перешейку от озера Пионерское до Финского залива. Здесь среди живописных ландшафтов сохранились остатки финских оборонительных укреплений. На данной территории тесно переплелись разные исторические эпохи.

О многом уже говорит предыдущее финское название озера Пионерское - Куолемаярви, т.е. "озеро смерти".

В окрестностях бывшей деревни Инкиля волости Койвисто проходил западный фланг Линии Маннергейма. Посреди леса можно встретить и разрушенные железобетонные бункеры, и остатки полевых укреплений, и даже "Зубы дракона" - гранитные противотанковые надолбы, поставленные в четыре ряда.

Укрепления на Карельском перешейке протянулись от Ладожского озера до Финского залива. Они были созданы финнами в 1920-1930-х гг. Строительство началось под руководством начальника генерального штаба Оскара Энкеля. А название "Линия Маннергейма" стало использоваться только с 1939 г., после начала Зимней советско-финской войны.

На северо-западном берегу озера Высокинское (Кипиноланъярви) с 1950-х и до 2000-х гг. действовал Приморский научно-технический центр НПО (впоследствии РКК) "Энергия", где проводились секретные испытания компонентов ракетного топлива. Бывшее финское название этого озера произошло от деревни Кипинола на восточном берегу.

На Финском заливе возле мыса Кюрённиеми находится памятник известному финскому гуманисту и просветителю XVI в., отцу финской литературы Микаэлю Агриколе. В 1557 г., при возвращении из России после заключения перемирия между Россией и Швецией, Микаэль Агрикола заболел и умер в рыбацкой хижине на мысе Кюрённиеми. Поскольку дата рождения Микаэля Агриколы неизвестна, день его смерти - 9 апреля - ежегодно празднуется в Финляндии как "День финского языка" ("Suomen kielen päivää").

На мысе Кюрённиеми действует маяк. Его высота 25 метров. Маяк работает автоматически, его отремонтировали и обновили.

Живописная бухта Жёлтая (залив Кюрённиеми) на Финском заливе представляет собой уютное и защищённое от ветров место с песчаными дюнами, поросшими сосновым лесом, и огромными валунами. На прилегающей территории встречаются такие животные, как белохвостые олени, росомахи, европейские норки, американские норки, а так же редкие виды растений (например, Восковник болотный). Для охраны экосистем и сохранения биологического разнообразия северного побережья Финского залива теперь здесь создан памятник природы. Предполагается обустройство экотроп и мест для наблюдений.

Страна

• Почта

Трек маршрута для навигатора

Инкиля: от Агриколы до Маннергейма трек на карте
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте
и получите доступ к необходимым инструментам сайта абсолютно бесплатно сейчас и навсегда!

Программа по дням

• День 1
  • День 2

Посёлок Рябово - озеро Пионерское (Куолемаярви) - ДОТы укрепрайона Инкиля - озеро Высокинское (Кипиноланъярви).

Озеро Высокинское (Кипиноланъярви) - памятник Микаэлю Агриколе - мыс Кюрённиеми - бухта Жёлтая - Приморское шоссе - посёлок Озерки.

Нитка маршрута

Посёлок Рябово - озеро Пионерское - ДОТы укрепрайона Инкиля - озеро Высокинское - мыс Кюрённиеми - бухта Жёлтая - Приморское шоссе - посёлок Озерки

Остановки для отдыха
Пляж на озере Пионерское в посёлке Рябово.
Пляж возле южной оконечности озера Высокинское.
Мыс Кюрённиеми.
Бухта Жёлтая.

План прохождения маршрута
От ж.д. станции "Куолемаярви" идти дальше по ходу движения поезда (в сторону Выборга) по улице Малышевская в посёлке Рябово. С правой стороны будет живописное озеро Пионерское (Куолемаярви) с благоустроенным песчаным пляжем.
Двигаясь дальше по улице Малышевская, дойти до моста через реку Величка, после которого у края посёлка свернуть налево, перейти железную дорогу и далее по тропинке в лесу выйти к остаткам ДОТов Inkilä-1 и Inkilä-2 на левом берегу реки. Потом лучше вернуться обратно в Рябово, и после ж.д. станции "Куолемаярви" повернуть направо на Центральное шоссе, выйти из Рябово и так двигаться далее в южном направлении по асфальтовой дороге в сторону посёлка Лужки. Пройти нефтепровод и после моста через реку Величка повернуть направо в лес на грунтовую дорогу. Вскоре в лесу, справа и слева от дороги, будут остатки ДОТов Inkilä-3 и Inkilä-4, а так же неподалёку справа - противотанковые надолбы "Зубы дракона".
Далее вернуться на асфальтовую дорогу, пройти дальше до развилки у остановки и снова свернуть направо на грунтовую дорогу в лес. После болота справа будут остатки ДОТа Inkilä-5. Далее двигаться по этой же дороге вперёд, не сворачивая. Через какое-то время справа будет озеро Высокинское (Кипиноланъярви), возле которого есть удобные места для стоянок.
Двигаясь от озера Высокинское в южном направлении, перейти Приморское шоссе, дойти до могилы Микаэля Агриколы и выйти на мыс Кюрённиеми. Затем вернуться на Приморское шоссе, обойдя красивую бухту Жёлтая (залив Кюрённиеми) к востоку от мыса, и повернуть направо. У моста через реку Окунёвая справа и слева от дороги на правом берегу будут остатки ДОТов Inkilä-6 и Inkilä-7.
Далее двигаться по Приморскому шоссе до посёлка Озерки, из которого на автобусе можно добраться до Зеленогорска.

Радиальные выходы
ДОТы линии Маннергейма.

План прохождения маршрута

Радиальные выходы

ДОТы линии Маннергейма.

Правила поведения и рекомендации

Несмотря на близость населённых пунктов, в лесах Карельского перешейка возможна встреча с дикими зверями.

На привалах и стоянках весь мусор забирайте с собой!

Река Величка, а так же бухта Жёлтая с прилегающей территорией имеют статус ООПТ. Соблюдайте Правила поведения на природе.

Питьевая вода
На всём протяжении, в т.ч. родники.

Как добраться до начала маршрута

Дизель-электрпоезд Санкт-Петербург - Советский (или Выборг через Приморск) с Финляндского вокзала до ж.д. станции "Куолемаярви".

Обратно - из посёлка Озерки на автобусе № 420А или №420 до Зеленогорска, и далее общественным транспортом до Санкт-Петербурга.

Оценки маршрута

Роман Баранов

mapГорноуральский

Показать еще

Готовый маршрут «Инкиля: от Агриколы до Маннергейма» проходит в регионе в округе . Добавлен участником сообщества ПоискПути 22.04.2023. Протяженность: 39992 метров. Трек . Сигнал мобильной связи на маршруте: Местами. Необходимое время на прохождение 2 дня. Рекомендованный уровень подготовки участников: Начинающий, категория сложности маршрута: Отсутствует. Предназначен для видов активного отдыха и спорта: пеший; велосипедный; рыбалка. Маршрут «Инкиля: от Агриколы до Маннергейма» рекомендован к посещению в следующие месяцы: Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. 3 пользователя планируют прохождение маршрута, а 0 уже отметили его как пройденный. Маршруты для спорта и туризма с подробным описанием, с ключевыми точками пути, данными погоды, информацией как добраться до начала тропы. Доступна также карта с предупредительными знаками и возможностью скачивания трека для использования в навигаторе или gps-трекере.